Курс «Композиция современной хореографии» раскрывает индивидуальность каждого из студентов, его способность и неповторимость; воспитывает творчески самостоятельного со своим мышлением и почерком балетмейстера.

Современная хореография или модерн-танец зародился в начале XIX века и под влиянием различных хореографов сформировал несколько школ (техник) танца: модерн, джаз танец, contemporary.

 Во внешних отличиях направлений в современной хореографии можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения. 

      Техника каждого класса основывается на танцевальном языке – это пространственная и временная организация танцевальных единиц, это технология развития движения, это понимание центра и периферии, устойчивых и неустойчивых положений и пр. Танцевальный язык каждого студента-хореографа формируется на основе какого-либо другого языка с добавлением других, но при этом постепенно хореограф нарабатывает свою собственную лексику. Так как происходит заимствование элементов языка одним хореографом у другого, необходимо развивать и дополнять танцевальный язык, иначе одной технике грозит полное поглощение другой. Несмотря на необходимость постоянного изменения, можно говорить о наличии «черт стройности и органичности», которые и позволяют нам говорить о танцевальном языке у конкретного хореографа: вырабатываются определенные, характерные только для него, способы выражения своих идей через некоторые элементы движения, также уникальные для каждого хореографа.

Методика обучения по предмету «Композиция современной хореографии» основывается на принципе «от простого к сложному».

Сначала студенты учатся составлять простые учебные примеры (комбинации) по пройденному материалу изучаемой техники во всех разделах урока: экзерсис на полу, экзерсис на середине зала, allegro. В процессе составления простейших учебных примеров будущие балетмейстеры учатся отбирать и соединять в целые комбинации простые движения в соответствии с характером и размером музыки, находить новые связующие движения. Систематические упражнения в составлении комбинации способствуют совершенствованию знаний студентов лексического материала современной хореографии.

Затем задачи усложняются – студенты приступают к сочинению композиций. Соединение движений в более объемные комбинации с достаточно сложным композиционным рисунком, здесь используются переходы с пола на верх и с верха на пол. Изучение понятия о «пространстве» помогает студентам развить творческую фантазию.

Следующий этап – контактная импровизация. Освоение понятий «импульс» и «изоляция» помогают студентам подойти к контактной импровизации. На этом этапе обучения студенты сочиняют композиции на двух и более человек. Работа с исполнителем формирует навыки самостоятельной постановочной и репетиторской деятельности, индивидуальные черты и методы работы будущих режиссеров.

 

Основной целью курса является ознакомление студентов с разными техниками современной хореографии (их характерными особенностями), выработка навыков композиционного построения, рождения собственного почерка (стиля). Изучение музыкального материала, анализ структур музыкальных форм способствует развитию творческого воображения студентов, которое потом находит воплощение в движениях, пластике современной хореографии. Цель данного курса – развитие способности студентов сочинять собственные композиции на материал современной хореографии.

Большое значение в процессе обучения предмету «композиция современной хореографии» придается знакомству с видеоматериалом. Просмотр видеобалетов и концертных номеров способствует формированию у студентов высокой культуры режиссерского мышление, совершенствованию создаваемых или хореографических композиций; рождению чувства стиля и атмосферы, спектакля или концертного номера; поиску своего стиля в современной хореографии. Показ видеоматериалов проводится в соответствии с темами по годам обучения. Необходимо также развивать умение студентов сочинять хореографию для актеров драматических театров и театров музыкальной комедии. Учитывая специфику жанра суметь сохранить стилистику спектакля и подобрать нужные движения для актеров, учитывая их хореографическую подготовку.

Необходимо развивать в студентах и умение составить композицию на детскую тематику. Работа с детскими коллективами (хореографическое училище, частная балетная студия, хореографический кружок при школе) обогатит не только детей, познакомив их с современной хореографией, но и студентов, дав им новый толчок для развития творческой фантазий. Поставленная студентом композиция не только расширяет хореографический репертуар учебного заведения, но и может послужить составной частью будущего детского балетного спектакля.

Создание студентами собственной композиции включает работу от замысла и подбора музыкального материала до постановки и показа её на экзамене

Задачи:

- поиск и развитие хореографической лексики, применение различных средств выражения в соответствии с музыкальной драматургией произведения.

- освоение работы в технике контактной импровизации в дуэте и ансамбле

- осуществлять работу с использованием сложного музыкального материала

- ознакомление с работой в определённой локации и с предметом

- постановка авторской композиции

Компетенции: Осуществлять постановки танцев в современной хореографии.

Результаты обучения по дисциплине:

- формировать лексику и композицию хореографии через анализ поставленных хореографических задач 

- применять правила импровизации и контактной импровизации хореографии

-  сочинять и ставить этюды и композиции в направлении современной хореографии

-  разрабатывать пластическое решение образа