Контакты:

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова

 

 

Факультет: «Музыкальное искусство»

Кафедра: «Эстрадный вокал»

Изображение выглядит как текст, бумага, логотип, канцтовары

Автоматически созданное описание
 

 


УТВЕРЖДЕНО

на Ученом Совете факультета

«Музыкальное искусство»

Протокол №_1_«_27_» ___08__ 2023 г.

 

Декан                                                                              

Изображение выглядит как зарисовка, рукописный текст, Детское искусство, рисунок

Автоматически созданное описание

 

Касимова З.М.

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

(СИЛЛАБУС)

 

по дисциплине

S II 1211 «Сольфеджио II»

направление подготовки: 6В02194 – «Искусство эстрады»

специализации: «Вокалист эстрады»

 

 

 

 

Форма обучения:    очное

Курс: І

Семестр: 2

Количество кредитов: 3

Форма контроля: экзамен:

Практические:         30 часов

СРСП:                       45 часов

СРС:                          45 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2023

 

 

 

Составитель: Сапенова З. А., старший преподаватель кафедры «Эстрадный вокал»

Обсужден и утвержден на заседании кафедры «Эстрадный вокал»

Протокол № _1_ от «_28_ » августа 2023 г.

 

Заведующая кафедрой

 

Каспакова Г.М.

 

 

Рекомендовано Советом по академическому качеству факультета

Протокол № _1_ от «_28_» августа 2023 г.

Председатель CАКФ ______________ Дуйсенгалиева В.А.

 


Ф.И.О. студента________________________

Название курса: «Сольфеджио»

Код курса: S II 1211

Число кредитов: 2

Преподаватель дисциплины: Сапенова З.А., ст. преподаватель

Контактный телефон: +7 777 268 5401;

e-mail: sapenova@mail.ru

Стаж работы: общий стаж 20 лет

Место и время проведения занятий: по расписанию

Пререквизиты курса: общее фортепиано

Постреквизиты курса: хор.

Краткая характеристика курса: Курс «Сольфеджио II» представляет собой важную часть подготовки квалифицированных специалистов – актеров музыкального театра. Продолжает «Сольфеджио I»

Цель практического курса Сольфеджио – организация профессионального музыкального слуха и его развитие у студентов, а также обучение активному использованию слуха в творческой и музыкально-сценической театральной практике.

Задача курса:

чисто, ритмично, выразительно интонировать мелодию в разных ладах и в фактуре различной сложности;

- записать нотами завершенную часть музыкального произведения или целое произведение вокальной или инструментальной музыки;

- определить на слух элементы музыки как изолированные, так и в музыкальном произведении;

- различать и выявлять в исполнении ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки данного стиля.

Результаты обучения:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-1. Способен определять основные компоненты музыкального языка и использовать эти знания в целях грамотного и выразительного прочтения нотного текста.

ПК-2. Способен компоновать в памяти музыкальный материал и воспроизводить по памяти музыкальные отрывки.

ПК-3. Способен распознавать и осуществлять комплексный анализ музыкального произведения на слух или по нотному тексту.

ПК-4. Способен владеть исполнительским интонированием и умело использовать художественные средства исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения

ПК-5. Способен грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора, постигать ключевую идею музыкального произведения.

ПК-6. Способен к сотворчеству в исполнении музыкального произведения в оркестре, ансамбле, при соблюдении оптимального динамического баланса звучания и идентичном с партнером ощущении агогики и фразировки.  

ПК-7. Способен распознавать и идентифицировать на слух существенные компоненты музыкального языка: интервалы, метр, ритм, тональность, лад, размер, аккорды, тембр, фактуру.

ПК-8. Способен демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать: • содержание данного курса, которое способствует живому и осмысленному восприятию и вокально-хоровому интонированию музыкальных фраз, предложений и музыкальных произведений в целом; • теоретические и практические основы курса сольфеджио, необходимые для самоактуализации деятельности преподавателя в профессиональной деятельности; • методы развития музыкального слуха, музыкального мышления и памяти в объеме, необходимом для профессиональной деятельности преподавателя.

• Уметь: • свободно сольмизировать 1-голосные (а также 2х-, 3х-голосные ) музыкальные примеры; в том числе в ансамбле- как с листа, так и после предварительной подготовки (прочтения текста внутренним слухом) и т. д; • записывать музыкальные диктанты: 1-голосные (а также 2х-голосные ) в академической форме (со звука фортепиано) либо с голоса; • проводить слуховой анализ (определять на слух элементы музыки и гармонические последовательности); • применять полученные знания к изучаемому параллельно курсу гармонии и учитывать тематическую последовательность этих курсов; осуществлять самостоятельный творческий поиск, синтезирующий полученные знания по сольфеджио и другим музыкально-теоретическим дисциплинам.

•Владеть: • Навыками запоминания вокальных мелодий любой сложности; • Навыками чтения нот с листа; • Навыками дирижирования для ритмической организации читаемого нотного текста; • Навыками анализа и осмысления формы исполняемого произведения; • Навыками пения в ансамбле с участием 2х, 3х, 4х, и более голосов; • Навыками понимания и применения специальной терминологии.

Ведение и политика курса:

-         не опаздывать на занятия;

-         не пропускать без уважительной причины;

-         активно участвовать в учебном процессе;

-         выполнять все задания практических занятий и оформлять их соответственно требованиям;

-         выполнять задания по СРO и сдавать их в установленные сроки;

-         соблюдать правила академической честности.

Обучающиеся, не сдавшие рубежные контроли, к экзамену не допускаются.

 


Календарно-тематический план

 

ТемЫ  занятий

Практ.

СРСП

СРС

1

1. Одноголосие. 1) Диатоника. Освоение натуральных мажорных и минорных тональностей до 7 знаков при ключе. Пение устоев, неустоев, системы разрешений в тональностях.

1

1

2

2

2) Основные интервалы. Построение и интонирование интервалов на ступенях натуральных видов мажора и минора.

1

1

2

3

3) Интонирование ступеней натуральных видов мажора и минора.Опевание устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу.

2

0

2

4

4) Интонирование интервалов от звука вверх и вниз.

1

1

2

5

5) Слуховой анализ ладов и интервалов.

1

1

2

6

6) Чтение с листа одноголосных мелодий по учебнику с дирижированием и одновременной игрой на фортепианной клавиатуре в простых (двухдольных и трёхдольных) метрах.

2

0

2

7

7) Выучивание наизусть одноголосных отрывков из учебников с дирижированием в простых, сложных и смешанных размерах.

1

1

2

8

8) Ритмические диктанты с предварительным анализом и последующей записью

1

1

2

9

9) Ритмические упражнения: коллективно и индивидуально.

2

0

2

10

10) Самодиктанты.

1

1

2

11

11) Мелодические тематические 1-голосные диктанты с предварительным анализом и последующей записью. Коллективно и индивидуально.

1

1

2

12

12) Подбор на фортепиано мелодий с голоса педагога с последующей записью на нотном стане.

2

0

2

13

13) Пение интервальных секвенций.

1

1

2

14

2. Двухголосие. 14) Освоение простых видов многоголосного пения.

1

1

2

15

2 рубежная аттестация

15) Пение канонов в 2х (3х, 4х) - голосном звучании.

2

0

2

 

Итого

20

10

30

 


 

График выполнения и сдачи заданий СРОП

Темы

Задания на СРОП

Форма представления

Сроки сдачи

1

1. Одноголосие. 1) Диатоника. Освоение натуральных мажорных и минорных тональностей до 7 знаков при ключе. Пение устоев, неустоев, системы разрешений в тональностях.

Освоение гармонических и мелодических видов мажорных и минорных тональностей. Интонирование устоев, неустоев, системы разрешений в условиях гармонических видов мажора и минора.

1 неделя

2

2) Основные интервалы. Построение и интонирование интервалов на ступенях натуральных видов мажора и минора.

Построение и интонирование увеличенных и уменьшенных интервалов с разрешениями в гармонических видах мажора и минора.

2 неделя

3

3) Интонирование ступеней натуральных видов мажора и минора. Опевание устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу.

Построение и интонирование 4х видов трезвучий от звука и в ладу

3 неделя

4

4) Интонирование интервалов от звука вверх и вниз.

Построение и интонирование двух пар тритонов с разрешением в гармонических видах мажорных и минорных тональностей

4 неделя

5

5) Слуховой анализ ладов и интервалов.

Интонирование главных функциональных трезвучий в мажорном и минорном ладах.

5 неделя

6

6) Чтение с листа одноголосных мелодий по учебнику с дирижированием и одновременной игрой на фортепианной клавиатуре в простых (двухдольных и трёхдольных) метрах.

6

неделя

7

7) Выучивание наизусть одноголосных отрывков из учебников с дирижированием в простых, сложных и смешанных размерах.

7 неделя

8

8) Ритмические диктанты с предварительным анализом и последующей записью

8 неделя

9

9) Ритмические упражнения: коллективно и индивидуально.

9 неделя

10

10) Самодиктанты.

Пение музыкальных номеров

10-неделя

11

11) Мелодические тематические 1-голосные диктанты с предварительным анализом и последующей записью. Коллективно и индивидуально.

Пение музыкальных номеров

11 неделя

12

12) Подбор на фортепиано мелодий с голоса педагога с последующей записью на нотном стане.

Пение музыкальных номеров

12- неделя

13

13) Пение интервальных секвенций.

13-неделя

14

2. Двухголосие. 14) Освоение простых видов многоголосного пения.

14- неделя

15

2 рубежная аттестация

15) Пение канонов в 2х (3х, 4х) - голосном звучании.

Пение музыкальных номеров

15 неделя

 

График выполнения и сдачи заданий СРО

Задания на СРО

Форма контроля

Сроки сдачи

1

1. Одноголосие. 1) Диатоника. Освоение натуральных мажорных и минорных тональностей до 7 знаков при ключе. Пение устоев, неустоев, системы разрешений в тональностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пение музыкальных номеров

1 неделя

2

2) Основные интервалы. Построение и интонирование интервалов на ступенях натуральных видов мажора и минора.

2 неделя

3

3) Интонирование ступеней натуральных видов мажора и минора.Опевание устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу.

3 неделя

4

4) Интонирование интервалов от звука вверх и вниз.

4 неделя

5

5) Слуховой анализ ладов и интервалов.

5 неделя

6

6) Чтение с листа одноголосных мелодий по учебнику с дирижированием и одновременной игрой на фортепианной клавиатуре в простых (двухдольных и трёхдольных) метрах.

6 неделя

7

7) Выучивание наизусть одноголосных отрывков из учебников с дирижированием в простых, сложных и смешанных размерах.

7 неделя

8

8) Ритмические диктанты с предварительным анализом и последующей записью

8 неделя

9

9) Ритмические упражнения: коллективно и индивидуально.

9 неделя

10

10) Самодиктанты.

Пение музыкальных номеров

10 неделя

11

11) Мелодические тематические 1-голосные диктанты с предварительным анализом и последующей записью. Коллективно и индивидуально.

11 неделя

12

12) Подбор на фортепиано мелодий с голоса педагога с последующей записью на нотном стане.

12 неделя

13

13) Пение интервальных секвенций.

13 неделя

14

2. Двухголосие. 14) Освоение простых видов многоголосного пения.

14-недели

15

2 рубежная аттестация

15) Пение канонов в 2х (3х, 4х) - голосном звучании.

Пение музыкальных номеров

15 неделя

 

Основная литература:

 

1. Б. Калмыков –Г. Фридкин. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие.

2. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Сольфеджио. Часть II. Двухголосие.

3. Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио.

4. Агажанов А. Курс сольфеджио, вып. 1,2,3 . М., 1965, 1973., 1985.

5. Островский, Соловьев. Шокин. Сольфеджио. М., 1977.

6. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М.,1984.

7. И. Способин. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. М.. 1972.

8. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1966.

9. Алексеев Б, Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М.,1991.

10. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., 1986.

Дополнительная литература.

1. Вахромеева,Т. А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст] : учебное пособие для музыкальных школ / Т. А. Вахромеева. - М. : Музыка, 2008. - 87 с.

2. Вахромеева,Татьяна Алексеевна. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст]:/Т. А. Вахромеева.-М.:Музыка,2008.-87 с.

3. Драгомиров, П. Н. Учебник сольфеджио [Ноты] / П. Н. Драгомиров. - М. : Музыка, 2007. - 63 с.

4. Островский, А. Учебник сольфеджио / А. Островский. - Издательство : Союз художников, 2011.

Формы и виды контроля

Входной контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на 1 неделе.

Текущий контроль проводится каждую неделю согласно тематическому плану курса и заданий по темам. А также Текущий контроль осуществляется педагогом на каждом занятии, оценка выставляется в электронный журнал после каждого занятия.

Рубежный контроль 1 - на 7 неделе: написание диктанта.

Рубежный контроль 2 - на 15 неделе: написание диктанта.

 

Итоговый контроль (промежуточная аттестация обучающихся, экзамен): Экзамен состоит из двух частей – письменной работы и устного ответа. 1. Письменная работа. Музыкальный диктант. 2. Проведение слухового анализа в устном виде 2. Устный ответ. Экзамен проводится по билетам и принимается индивидуально в порядке очерёдности в назначенный учебной частью день и в присутствии ассистирующего педагога. Требования рубежного и промежуточного контроля включают как теоретическое, так и практическое освоение предмета.

Требования рубежного (1 и 2) контроля включают в себя написание диктанта.

Экзаменационные требования включают в себя темы, содержащие все основные разделы курса Сольфеджио.

 

Критерии оценки учебных достижений обучающихся

Оценка пять (5) Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

Оценка четыре (4) Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

Оценка три (3) Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

Оценка два (2) Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учета учебных достижений обучающихся ECTS (иситиэс)

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент

Баллы (%-ное содержание)

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

74-79

С+

2,33

70-73

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

FX

0,5

25-49

Неудовлетворительно

F

0

0-24

 

Преподаватель                           З. Сапенова